Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS  Понедельник, 25.09.2017, 21:50






[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: school-m-ozero 
Форум » Школьный округ » Методическая работа » Пути преодоления профессиональных затруднений учителей
Пути преодоления профессиональных затруднений учителей
school-m-ozeroДата: Пятница, 27.11.2009, 08:37 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
«Пути преодоления профессиональных затруднений учителей при работе с учащимися, имеющими разную мотивацию к учебно-познавательной деятельности»

Деятельность учителя с учётом мотивационного компонента
Управление развитием мотивации учения школьника через индивидуальную работу
Критерии эффективности урока

 
NadyaДата: Среда, 02.12.2009, 16:41 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Интерактивные формы обучения – как способ повышения мотивации.
Нет, наверное, ни одного педагога, который не задумывался над тем, почему многие школьники плохо учатся, не переживал, не пытался помочь таким ученикам. Очень важно так построить урок, чтобы каждый ребёнок испытывал успех и увлечение. Я считаю, при работе с учащимися имеющимися разную мотивацию к учебно –познавательной деятельности, необходимо использовать интерактивные формы обучения. В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее. На мой взгляд, любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость.
Я занятие организую так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать. Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый свободен высказывать свое, наработанное личным опытом, соотносить со знанием товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции : от взаимопонимания - через взаимодействие – к взаимообогащению. Интерактивные формы обучения повышают мотивацию и способствуют развитию интеллектуального потенциала каждого. Точна китайская притча: «Скажи мне – и я забуду;// покажи мне – и я запомню;//дай сделать – и я пойму».

Вот некоторые интерактивные упражнения, которые я использую в своей работе:
«Аквариум». Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.
«Два, четыре – вместе». Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках, происходит обсуждение вопроса.
«Микрофон». Учащимся предлагаю высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускаю предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон», обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
«Совместный проект». Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.
«Синтез идей». Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников. Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.
Индивидуализирую домашние задания в соответствии с познавательными возможностями ученика и его успехами в учебе. Для отстающего или неуспевающего ученика более легкое задание укрепляет его силы, формирует уверенность. Более трудное задание для хорошо успевающих учеников способствует более интенсивному умственному развитию. Для всех учащихся иногда можно давать задания на разных уровнях с правом выбора желаемого варианта. Можно проверять домашнюю работу в парах-четверках; например, предложить пересказать домашнее задание своему товарищу. Известно, что проговаривание помогает обнаружить собственные ошибки и переводит из позиции: «знаю, но сказать не могу» в позицию «знаю – понимаю – говорю». Так проверка домашнего задания приобретает иную окраску. Если ребенок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм познания будет отлаживаться и совершенствоваться.
 
historyДата: Четверг, 10.12.2009, 15:16 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Повышение мотивации учащихся на уроках истории через использование интерактивной доски.
В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность обучающегося как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле и в космосе. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается прежде всего в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.
Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело меня к выделению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.
Я, как и любой учитель, заинтересована в повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращаю внимание на мотивацию учения и стремлюсь к её активизации и поддержанию на высоком уровне.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания позволяет существенно повысить мотивацию учащихся. Урок становится более интересным, если его материал представлен на экране в красках, со звуком, с анимацией. Сейчас подрастает совершенно другое поколение учеников, которое уже не хочет работать по стандартным формам и методикам, т.к. школа отстает от них по уровню знаний в области высоких технологий. Когда ребенок смотрит на стандартную доску, она для него настолько обыденна, что ничего интересного он от нее не ожидает. Но когда ученик видит такую яркую, интерактивную доску, которая отвечает на определенные детские импульсы, то все внимание направлено уже на нее, на учителя, на предмет обсуждения и на материал.
Систематическое использование ИКТ на уроке приводит к целому ряду последствий:
 повышается уровень использования наглядности на уроке;
 повышается производительность урока;
 появляется возможность организации проектной деятельности учащихся;
 преподаватель, создающий или использующий ИКТ вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
 изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;
 повышается уровень мотивации учащихся и учителя.

При использовании электронной интерактивной доски доступны следующие виды образовательной деятельности:

Объяснение нового материала. Подбор текстового и графического материала по теме урока. Создание учебно-дидактической презентации. Подбор анимации по теме урока. Создание мультимедийной презентации для ученического опорного конспекта.

Контроль усвоения пройденного материала.
Разработка контрольных и самостоятельных работ, тестовых заданий, опорных конспектов. Организация самостоятельных работ, тестов и контрольных заданий на основе мультимедийного материала. Разработка тестовых интерактивных заданий.

Закрепление материала. Организация индивидуальных выступлений учащихся по заранее подготовленным учителем материалам. Проведение виртуальных лабораторных работ.

Дополнительное образование. Организация проектной деятельности учащихся. Подготовка материалов для проведения общешкольных конкурсов и олимпиад. Проведение защиты проектов учащихся.

На интерактивной доске легко передвигаются объекты и надписи, добавляются комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделяются ключевые области и добавляются цвета.
Интерактивная доска даёт целый ряд принципиально иных возможностей: любая схема, рисунок, карта здесь специально предназначены для того, чтобы по ним было не только можно, но и нужно делать надписи.
Учащиеся занимаются проектной деятельностью, приобретают опыт публичных выступлений.
Возможности использования информационных и коммуникационных технологий на уроках огромны, но, конечно же, интерактивная доска не может заменить учителя. Без него трудно себе представить полностью интерактивный урок. Восприятие записанного на доске текста отличается от восприятия произнесенного человеком текста, в который вложены эмоции и чувства.

 
school-m-ozeroДата: Вторник, 15.12.2009, 13:40 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Уважаемые коллеги, убедительная просьба!!!! При добавлении новых ответов пожалуйста старайтесь форматировать текст (т.е. размер шрифта, начертание, расстановка абзацев, выделений основных моментов вашего текста и т.д.). Если же вы уже добавили материал и хотите его исправить, внизу вашего сообщения есть кнопка Правка cool
 
larisayancenДата: Понедельник, 28.12.2009, 08:17 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Модераторы
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование учебной деятельности школьников в целом.
Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом.
Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:
– включение учеников в коллективистские формы деятельности;
– привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
– сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
– занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);
– умелое применение поощрения и наказания.

Гусакова Л.А.


Лора
 
GitaДата: Понедельник, 28.12.2009, 13:01 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Для иллюстрации одного из возможных подходов развития познавательных интересов при использовании занимательных материалов выбрана тема физики, изучаемая в 8 классе "Тепловые явления".
Мною сделана довольно большая подборка литературных фрагментов, а именно стихов, пословиц и поговорок, анекдотов, отрывков из художественных произведений, загадок, сказок, легенд, народных примет с физическим содержанием. При подборе материала учитывалась его связь с конкретными вопросами физики. К исходным текстам сформулированы вопросы по физике. Некоторые тексты уже содержат вопрос о каком - либо явлении. Такие тексты можно использовать на уроках как качественные задачи, которые придают обучению живость и вызывают интерес учащихся к рассматриваемым физическим явлениям. Этому так же способствует поиск физических ошибок в текстах. Например, отрывок из стихотворения:
"Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла".
Ребята должны найти физическую ошибку и объяснить её. Обсуждение вопросов в данном случае идёт значительно лучше, чем, если бы они были заданы сухо и скучно. Задания в такой форме не только не теряют обучающего значения, но и способствуют лучшему пониманию обсуждаемого процесса или явления.
Так же в работе представлены жизненные вопросы, связанные с бытом и повседневной жизнью: это вопросы "За чашкой чая", "На прогулке", вопросы Шерлока Холмса, Робинзона Крузо, мальчика Почемучки и составлены задачи на их основе.
Другим приёмом, способствующим развитию познавательного интереса учащихся, является работа с ребусами и кроссвордами. В разработке представлены ребусы, кроссворды, чайнворды, кроссворды - наоборот и методика их применения на уроке. Такие задания способствуют усвоению определений, понятий, законов, запоминанию имён учёных, названий приборов. Их можно использовать для закрепления и повторения на обобщающих уроках. Очень интересными для учащихся являются кроссворды, когда их форма связана с темой повторения. Нами составлен кроссворд в форме сосуда с кипящей жидкостью. Разгадывая его, учащиеся вспоминают, например, какая жидкость используется в термометрах, или в честь какого учёного названа температурная шкала. Так же представлены ребусы, в которых зашифрованы слова по теме "Тепловые явления": термометр, излучение, внутренняя энергия, паровая турбина и другие. После разгадывания ребуса, детям можно предложить описать, опираясь на свои знания по теме, данное слово. Ещё представлены кроссворды - наоборот. Они необычны тем, что даются уже заполненными, а учащиеся сами должны сформулировать к ним вопросы. То есть написать, например, что такое пар или КПД.
 
larisayancenДата: Вторник, 29.12.2009, 07:24 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Модераторы
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Формирование мотивации учащихся в начальных классах.

В рамках классно-урочной системы я использую самостоятельную работу . Она позволяет повысить интерес к предмету, мотивацию к учению, уйти от шаблонов.
Я предлагаю детям задания 3х уровней, которые позволяют каждому ученику работать в своём темпе, дают полную нагрузку его умственной деятельности. Задания первого уровня сложности - это стандартные задания. Второй и третий уровни – различаются степенью сложности, задания логического характера. Работа ведётся в строгой последовательности по данному алгоритму:
1. Знаешь, как решать – решай.
2. Решил – приступай к выполнению задания следующего уровня.
У каждого ученика на парте лежит сигнальный кубик. Три его грани выкрашены в красный, синий, жёлтый цвета. На оставшихся трёх записаны цифры 1, 2, 3. Все дети находятся в одинаковых условиях. Даётся задание. Если ученик понял, как его выполнить, он ставит кубик зелёной гранью к учителю, что означает: «Я могу решить сам». Кубик, повёрнутый к учителю красной гранью, говорит «Я затрудняюсь». С этими детьми работает учитель. На помощь приходят разные предметы, схемы, таблицы. При этом учитель ограничивается минимальными пояснениями и не вмешивается в самостоятельную работу ученика. Сигналы жёлтого цвета говорят об окончании работы.
Проверка такой работы проводится тоже в определённой последовательности, сначала проверяют задания первого уровня, которые должны выполнить все. В этот момент дети ставят кубик так, чтобы он был повёрнут к учителю гранью с цифрой 1, что говорит о выполнении ими задания первого уровня. Далее всем классом читаем задание второго уровня, и на партах появляются сигналы с цифрой 2-их, конечно же, меньше. Дети, выполнившие это задание, предлагают свои решения, а в их обсуждении принимает участие весь класс. Аналогично проверяется выполнение задания 3го уровня.
Такая самостоятельная работа способствует повышению познавательного интереса уч-ся. У детей возникает естественное желание самостоятельно и рационально выполнять все предложенные задания. Продвижение на более сложный уровень становится целью каждого ученика.
Отметки выставляются за выполнение задания первого уровня обязательно, а за задания второго уровня и третьего уровня-по усмотрению учителя.

Толстых И.В.


Лора

Сообщение отредактировал larisayancen - Вторник, 29.12.2009, 07:24
 
rosaДата: Среда, 30.12.2009, 06:48 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Приёмы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации учения в целом.
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе.
Формированию положительной мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление уч-ся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры.
Приёмы, которые использую на уроках:
1. Приём "выполнение задания по инструкции с ограничениями" выявляет понимание и принятие учебных задач: "Продолжай узор на строке, но в каждую третью фигуру включай свой элемент".
2. Приём "неполное задание": ученику показывают пример без знаков, задачу с недостающими данными и дают задание восстановить их.
3. Приём "угадывание неизвестного предмета из школьной жизни": ученику предлагается определить при помощи вопросов предмет, загаданный учителем; при этом выявляется хаотичный или систематический перебор способов, поиск рационального способа угадывания.
4. Приём "от предмета к модели и обратно": "Закодируй содержание предложения (рассказа) в значках (знаковый диктант) и по этим значкам придумай новое предложение или новый рассказ.

Сухаренко Е.П.

 
larisayancenДата: Среда, 30.12.2009, 09:42 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Модераторы
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
На уроках по физической культуре для улучшения мотивации использую мониторинг физической подготовки двигательных навыков: силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Занимаюсь практической деятельностью по выявлению функциональных возможностей сердечной деятельности учащихся.

Сотникова Г.В.


Лора
 
XeniyaДата: Пятница, 08.01.2010, 17:00 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Модераторы
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения биологии.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников.
Биология – идеальный предмет для внедрения технологии проектов, так как это наука о жизни, предоставляет возможность не только изучать, что-то новое используя при этом различные источники информации, но и актуализировать вопросы сохранения здоровья, привлекать внимания детей к проблемам экологии не только глобального, но и локального характера.

Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, я использую проектный метод в урочной и внеурочной деятельности. Виды учебных проектов достаточно разнообразны:
1. Информационный проект- направлен на изучение, каких либо объектов, явлений, процессов. Примеры:
• « История развития медицины»,
• «Влияние вредных привычек на здоровье человека»,
• «Рациональное меню школьника»,
• «Мои любимые животные - кошки»,
• «Экологические проблемы современности»,
• «Влияние фосфора на организм человека»
2. Исследовательский проект- предполагает использование специальных методик, анализ результатов, составление рекомендаций. Наши проекты:
• «Изучение экологического состояния школы»,
• «Ландшафтная реконструкция школьного двора»,
• «Составление медицинской карты учащихся 9 классов»,
• «Воздействие человека на природу»,
• «Изучение препаратов крови лягушки и человека»,
• « Кровь – эликсир здоровья»,
• «Биоиндикация воздушной среды по состоянию хвои сосны в населенном пункте Малиновое Озеро»
3. Практико-ориентированные проекты
• «Создание медиотеки учебных фильмов по биологии»,
• «Словарь терминов, для учащихся 7 классов»,
• «Производсиво эфирного масла сосны обыкновенной»,
• «Создание мультимедийных презентаций по теме»,
«Оптимальный режим дня для школьников


Практика показывает, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущения гордости за полученный результат. Для этого после завершения работы предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к необходимости самостоятельного решения жизненно важных проблем.


Сообщение отредактировал Xeniya - Суббота, 09.01.2010, 14:55
 
ditinaДата: Понедельник, 11.01.2010, 03:46 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Мотивация школьников к изучению математики
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.
Важную роль в мотивации учения играет отбор содержания учебного материала и способы его предъявления. Для того чтобы у учащихся выработалась содержательная мотивация учебной деятельности, ее саму нужно строить особым образом. Изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного. В начале каждой новой темы программы для меня важно заинтересовать детей (замотивировать) на ее изучение. Добиваюсь этого различными способами. Это могут быть интересные исторические сведения, рассказ о теоретической и практической значимости предстоящей темы и многое другое. Становлению мотивации учебной деятельности, считаю, в значительной мере способствуют методы проблемно-развивающего обучения, в частности, постановка перед учащимися задач-проблем. Такие задачи возбуждают мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанные самими учащимися «открытия» приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляются в памяти, чем знания, преподнесенные в «готовом» виде.
Развитию положительной мотивации учения способствуют следующие приемы самостоятельной работы:
•приемы смысловой переработки математических понятий;
•осознание обобщенных способов решения задач;
•приемы краткой и наиболее рациональной записи в виде конспекта;
•приемы поиска дополнительной информации;
•использование творческих домашних заданий;
•проектная деятельность учащихся.
Большое значение в формировании положительной мотивации учения имеет умение учащихся контролировать свою учебную деятельность и проводить ее самооценку. Оно складывается из умений контролировать результаты решения отдельных задач в целом и основных этапов решения, планировать учебные действия, предвидеть трудности и намечать пути их преодоления.
В рамках урока важно осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к формированию мотивации учащихся. Самым мощным современным средством формирования устойчивой положительной мотивации учения являются компьютерные средства обучения.
Кроме того, включение информационных технологий делает процесс обучения более технологичным и результативным. Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует развитию мотивации учения.
В результате реализации данных приемов и методов у учащихся формируются:
•устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;
•сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
•способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
•социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.

 
Форум » Школьный округ » Методическая работа » Пути преодоления профессиональных затруднений учителей
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright by МОУ Малиновоозерская СОШ © 2017Сайт создан в системе uCoz